background

Сторож (2019)

Категория: Фильмы
Жанр: драма, триллер
Год: 2019
Качество: webdl
Перевод: Оригинал
Страна: Россия
Продолж.: 01:46
показать еще
Размеренную жизнь сторожа заброшенного санатория нарушает приезд странной пары, которая просит остановиться в одном из номеров. Всем троим есть что скрывать и от чего прятаться в снежной глуши.
Рецензии зрителей
11
4
5

avatar
Анонимно
02-04-2020 09:04:54
Люблю некоторые фильмы Быкова, хоть и не разделяю общего восторга от того же «Дурака», извините. Однако «Сторож» от начала до конца сшит из клише, а герои часто лишены мотивации. Как можно поверить в такую любовную линию или такое поведение героя перед лицом опасности, не представляю. Кто-то скажет, что это придирка, но я работал сторожем. Ни один вменяемый человек, имея тёплую комнату, не станет есть в летней столовой в мороз, чтобы драматично пускать пар. Если свитер будет пахнуть бензином, никто не станет носить его сутки, не снимая. И при этом пользоваться женским вниманием. Из таких деталей складывается недоверие к герою. Он выглядит, как эмобой, привлекающий к себе внимание показным мазохизмом. Пример похожего конфликта — «Остров» Лунгина. Только Мамонов муки своей совести носит самостоятельно. Раскаяние с ним постоянно, а не только в моменты, когда он боится наказания извне. Герой «Сторожа» грустит, боится, но не меняется под грузом вины. Раскаяние не очищает его. Он продолжает пренебрегать своими обязанностями даже на посту сторожа, нагло переступать границы нравственности. Такому человеку невозможно посочувствовать. История выглядит высосанной из пальца, неумело копирует сюжетные элементы других, более достойных, фильмов. Быков умеет снимать: картинка приятная, хороший цветокор, неплохая операторская работа. Но сценарии критически просты. И если в случае с «Дураком» или «Заводом» это выглядит, как искренняя непосредственность, то здесь это больше похоже на лень еще скрыть
avatar
Анонимно
07-02-2020 03:02:15
В те времена, в стране зубных врачей, чьи дочери выписывают вещи из Лондона, чьи стиснутые клещи вздымают вверх на знамени ничей Зуб Мудрости, я, прячущий во рту, развалины почище Парфенона, шпион, лазутчик, пятая колонна гнилой цивилизации — в быту профессор красноречия,- я жил в колледже возле главного из Пресных Озер, куда из водорослей местных был призван для вытягиванья жил. Все то, что я писал в те времена, сводилось неизбежно к многоточью. Я падал, не расстегиваясь, на постель свою. И ежели я ночью отыскивал звезду на потолке, она, согласно правилам сгоранья, сбегала на подушку по щеке быстрей, чем я загадывал желанье. Иосиф Бродский, «В озёрном краю» Противоречивая канонада огня после фильма «Сторож». Одни улюлюкают в смехе, мало что поняв и приняв, другие, цокают языками в удовольствие от увиденного и смакуют зрелище в сравнении, в метафоричности, в ассоциациях. Каждого, как говорится, «накрыло» по разному. И в клочья порвав (ну, почти) и, мимо пронеся чашу осознания, лишь оглушив. Кино наполненное духом времени. Глубокое, печальное. Нынешнее распутье дорог тут. И всё на своих местах. Неужели не узнали? Неужели не поняли? А хотели того? За тем ли пришли? Образным мышлением наделены, добро пожаловать на сеанс. Прямолинейность, Ваша основная черта, тогда чернушность мазута лишь воспримите. Что делать, у каждого кино свой зритель. Смехопанораму крутить никто не собирался. «Жить»(2010) здесь в продолжении. Лишь декорации претерпели изменения. По белому снегу стелются те же самые проблемы. Ничто не поменялось. Девять лет минуло с той страшной поры. Девять. И ведь не так уж и мало, казалось бы. А всё одно тут. Всё тоже самое. Омут! Трясина! Болото! Погибель сплошная. Ну как же ещё более доступно это показать? Простота очевидности, подкупает. Ясно же всё как Божий день. Куда уж проще? Санаторий в громаде своей пустынности, что тот государственный колос в полном раздрайве (в порушенной экономике, в застывшем фасаде прошлого, в бездействии и в безлюдье. А проще говоря, в замершем состоянии) прибывающий. Да, вчерашний Советский Союз. Ныне Россией, именуемый. Пустошь на многие километры вокруг. Не единой живой души. Лесная темень с единственной дорогой из ниоткуда и в никуда… Разве не жутко? Разве не пугает? Сама тишь кажется зловещей. И происшествие с «Бандитом» в самом начале лишь настройкой, на предстоящее зрелище. Смотрителем — одинокий «Сторож». В его лице — народ. Так? Верно? Ничего не упустили? Ограда, границей территории за которую и выходить не стоит. Будь здесь. Мыкайся как-нибудь. Чисти снег. На лопату налягай в усердии. Почти собачья посуда на столе — вся из алюминия, железа. А еда? О ней и говорить не стоит. Посмотрите внимательно на эту аскезу. Невольничий хлеб перед нами. Узник глазницами скорби в нас. Для рук занятие — бестолковое плетение кукол из трубок капельницы… Свитер — на все случаи жизни. Другого ничего нет… Мало Вам этого? Уловили суть? Язык изложения, на мой взгляд, впечатляет. Даже более чем. А дальше начинается «приключенческий экшн» этой странной страны. Гости пожаловали. И что удивительно, все дальнейшие события нанизываются словно бусинки на нить сами собой. Метафоричность всё та же. Портреты людей — на Ваше усмотрение. Фантазия сама дорисует кто здесь и как. Элита? Правящий класс? Закон? Порядок? Бандиты? Скажем так — всего по чуть-чуть. Карточная колода усечённого формата. Кто кого бьёт? Кто на «кого ходит»? Чья возьмёт? А разве заранее не известно? Кино, неприглядной притягательностью очаровывающее. Дух нынешнего времени в нём. Оттого и столь внимательного просмотра заслуживает. «Сердце мира»(2018) несло такой же отпечаток. А ещё, это определённо «Мусорщик»(2001). Только там, «мужик» был несколько более жёстким чем здесь. От суеты городов ушёл и один, и другой. Но схожесть черт, просматривается. Они очевидны. И туда тянут, и сюда тянут… горемыки. А им самим что осталось? Что остаётся? Лом да лопату в руки, борозды дорог рубить. Для тех кто ещё здесь, для тех кто придёт следом. Метла, зачисткой, солёный пот от трудов праведных омовением. Определённо язык метафор правит бал. Очередной шедевр Юрия Быкова к которому можно возвращаться вновь и вновь. И пригублять, и причащаться. Не единожды. Многократно. Почему? Фильм не только одаривает сюжетом, он ассоциации внутреннего, в зрители пробуждает. У человека верующего, к примеру, аскета-молитвенника способен проявить. В главном персонаже. И весь хронометраж тогда, едва ли не дантовские круги в наблюдении. За падшими ангелами, за чертями. В звоне монет, в блеске призрачного золота, с потерей себя, в зубовном скрежете. И в исповеди доверчивой, с плачем душевным (ОНА и ОН сокровенным делятся). Словно старец перед нами. Но всего лишь человек, а собственные грехи его, так же тяжелы… Он что тот отец Анатолий, что у П. Лунгина в «Острове» в тяжких трудах прибывает, в мороз — с киркой, сон, здесь же на угольном каменище в преклонении головы. Стыдливо скорбит, возвращаясь мыслями в свой собственный день, день стыда, день падения случившийся много лет назад… Удивляюсь, если кому-то не удалось ощутить и почувствовать это. Неужели настолько огрубели, закоптились в нынешних реалиях, потеряли духовную составляющую внутреннего? Или может быть не в том настроении сели перед экраном? Потехи ждали? Впечатляет. Кино впечатляет. В коллекцию. Точно. И как и «Жить»(2010), со временем можно пересмотреть вновь. Ну, чем не балабановские «Брат» и «Брат 2» на витке развивающийся страны? С меньшим глянцем конечно. И «музыкально», в усечении, но продолжающимися буднями парней … Я сам себе и небо и луна, Голая, довольная луна, Долгая дорога, незнакомая. Меня держала за ноги земля, Голая, тяжелая земля, Медленно любила, пережевывая. И пылью улетала в облака, Крыльями метала облака Долгая дорога, незнакомая. О-о-о, зона… 9 из 10 еще скрыть
avatar
Анонимно
06-02-2020 15:02:40
Как и в фильме «Майор», действие в «Стороже» происходит российской зимой с ее нескончаемым снегом, метелями и холодом. Видимо, чтобы придать картине депрессивности. Плохая погода — это быковский «конек». Вспомним «Завод» с его проливным дождем. Конечно, Быков снимал то, что хотел — в своем стиле и по своему сценарию. Безусловно, он имеет право на такое видение российской действительности. Но становится грустно — от мысли, есть ли в России что-нибудь кроме проституток, криминала, мордобоя, бандитских разборок, пьянства и снега? Это как матрешка — символ России. Только матрешка — символ положительный. А вот проститутки и иже с ними — нет. Существует такие расхожие постулаты, что в России всегда пьют и воруют или что две извечные российские проблемы — это дураки и дороги, или что все бабы — дуры. Всего этого в фильме хватает. Как и суицидальных мыслей про петли и крыши. Как и жизней, пошедших под откос. И все это с такой фирменной быковской безнадегой. В фильме встречаются два одиночества, которые целенаправленно просирают свои жизни потому что думают, что они у них кончены. Один — сторож, охраняющий пустующий санаторий. Другая — спивающаяся и психующая дамочка. Есть еще и третий-лишний. По ходу фильма мы узнаем, почему каждый из них сделал такой жизненный выбор. Но если сторож хорошо понял, что шутки с совестью плохи, то дамочка этого, увы, никак понять не может или не хочет, вызывая своим нелогичным поведением цепочку еще более трагичных событий, чем те, которые происходили в жизни главных героев до их встречи. Мне показалось, что Быков показывает нам аллегорию, и санаторий в фильме символизирует Россию. Вроде бы и есть кто-то, кто за Россией присматривает (по аналогии со сторожем, присматривающим за санаторием). Но уюта и покоя при этом в стране-санатории нет. И всегда есть опасность, что кто-то может нагрянуть, хотя и есть в санатории забор, символизирующий границы страны. Так исторически сложилось, что постоянно находятся пришлые «самураи», норовящие «перейти границу у реки». Русские — народ вроде бы незлобивый. Если кто придет в гости, даже неожиданно и некстати, то гостей этих примут, накормят и спать уложат. Но гостеприимство это, как и другие положительные качества, сочетается с какой-то варварской жестокостью, бессмысленной и беспощадной, когда можно залить глаза водкой, избить кого-то до полусмерти, удавить чужую, ни в чем не повинную собаку, порешить вчерашнего подельника, устроить погром с битьем стекол и так далее. Умом Россию не понять? И можно ли измерить аршином эти огромные, заснеженные пространства размером с несколько Швейцарий, где кричи-не докричишься и убивать будут — никто не поможет? В чем беда России? В алкоголизме? Коррупции? Человеческой неприкаянности и ненужности? Социальной несправедливости? Расслоении общества? Отсутствии ценностей? «Сторож» изобилует фирменными «приемчиками» Быкова. Бегство от криминальных дружков, втягивание в свои проблемы ни в чем неповинных, случайных людей и ломание их судеб, несчастные собаки, попавшие под горячую руку, страшные болезни близких, от которых те неумолимо угасают, и ужасающая несправедливость мира сего с такими провинциальными спрутовскими щупальцами, что никаким крестным отцам и не снились. Повторяется ли Юрий? Или специально делает масло масляное, эдакое выбивание зубов с кровью, чтобы доходчивей показать, как мы живем, до какой низости и животности скатываемся и как это становится нашей обыденностью и повседневностью? «Нравится ли Вам елочка?» — спросили как-то у одного дедушки под Новый год. И дедушку прорвало. Вот так и у Быкова. Один уродливый нарыв следует за другим. И вскрытием одного не ограничишься. Потянется целая череда. Вот только вскрытия как такового мало. Необходимо дренирование. Осторожное надавливание на нарыв, чтобы обеспечить отток гноя. И ликвидация этого самого гноя для предотвращения повторного нагноения. Не совсем приятные подробности, но зато в стиле главного героя, который оказался не просто сторожем. В фильме я увидела только вскрытие, но не дренирование. Вроде бы есть санаторий, но своих целительных функций он не выполняет. Значит ли это, что Быков смакует безвыходность и обреченность России, ее карму быть всегда покрытой волдырями? Решать зрителю. 8 из 10 еще скрыть
avatar
Анонимно
15-12-2019 14:12:19
Я люблю Быкова как режиссера и мне нравятся его человеческие качества. Мне безумно нравится «Дурак» и не меньше «Завод». Я не согласен с критикой в их адрес и лично для меня, концовки хоть и не всегда объяснены дословно, но предельно понятны. Это все я пишу зная характер Быкова. Ни в коей мере не хочу его обидеть этой рецензией. Теперь по поводу «Сторожа». На мой взгляд, этот фильм плох по двум пунктам. Во первых (и в основном) главная проблема фильма это предельно слабая мотивация персонажей. К примеру, главный герой, которого играет сам Быков. Он человек, который. совершил в жизни одну большую ошибку. Сама по себе ситуация понятна. Не понятно следствие, которое из неё проистекает… Некие упыри совершают в отношении героя гнуснейшее преступление. Затем, не успокоившись на этом, приходят непосредственно к главному герою и пытаются совершить еще большую гнусность. Уже за первую гнусность, как по мне, этих людей стоит убить. Но главный герой не только не вспоминает об этом случае (из за которого, чуть не повесился) но даже готов стерпеть от упырей ещё большее издевательство… Создается такое ощущение, что герой Быкова совершил не ошибку, а ребёнка изнасиловал и съел. Ситуация становится ещё абсурднее, когда значительно после надругательств, уже с другим персонажем — Верой, главный герой начинает оправдываться за содеянное. Этот оправдательный монолог, полностью понятен и зрителю, и главному герою. И это не мотив для того что бы терпеть те мерзости, которые творят и пытаются сотворить с главным героем его «черти». Особенно это не мотив для героя, который понимает, что он, если и виноват, то виноват лишь на половину. И это далеко не единственный случай, когда главному герою хочется задать вопрос касательно его мотивации в той или иной ситуации. Аналогичная проблема и с Веррй, и с ее мужем — Стасом. Главная героиня творит не просто глупости на фоне горя, она дьявол во плоти и главный злодей этого фильма. Количество мерзости и гнусности, совершенной ей в отношении мужа, не поддается никакому разумному объяснению. Это не характер. Это психически больной человек, чья болезнь, преподносится как характер. Это смотрится предельно глупо и порой даже омерзительно. Так что первая проблема фильма, на мой взгляд — мотивация. Вторая — актерская игра Быкова. Нет, я не считаю, что Быков плохой актёр. Но конкретно главную роль в фильме он просто не вытягивает. Единственная сцена, когда ты веришь в его переживания это сцена в самом начале, когда он ищет того, кого потерял. Тем не менее это лично мое мнение и я допускаю, что конкретно в этом вопросе могу ошибаться. И да, я понимаю почему Быков решил сыграть именно главную роль. Меланхолика главного героя и фильма в целом, хорошо накладываются на личность самого Быкова. Тем не менее… ну не дотягивает он. Если бы ещё была хорошая мотивация, то про актерскую игру я бы и слова не сказал. Она сносна. Но в отсутствии грамотной мотивации, косяки актерской игры видны ярче чем должны быть. Я с нетерпением жду новых работ Быкова. Хочу сказать спасибо за его труды и пожелать успехов в дальнейшем. У всех бывают провалы, это не повод уходить в лес-) еще скрыть
avatar
Анонимно
07-12-2019 12:12:08
Посмотрев самый свежий на сегодня фильм Юрия Быкова, сразу после просмотра я не мог дать ему никакой оценки. Даже такой простой как нравится/не нравится. Эта работа требует времени, чтобы её осмыслить, «переварить», если можно так выразиться. По прошествии некоторого времени могу всё-же определенно сказать, что «Сторож» мне понравился. Чувствуется новый подход Быкова. Если предыдущие фильмы пусть и с некоторой натяжкой, но претендовали на жизненность и реалистичность, то «Сторож» больше похож на театральную постановку. Если задуматься, например, о чём был «Дурак»? Он был о борьбе маленького но несгибаемо-честного человека против системы. «Майор» был о раскаянии и стремлении к внутренней правде. «Завод» был о бунте бесправных и двоякости личности их предводителя. А о чём же «Сторож»? О том что жить трудно? Или ещё о чем-то? В «Стороже» Быков будто теоретизирует, философствует на тему предательства. Но эти рассуждения сродни вопросу: «Вот дадут тебе миллион миллионов денег, но надо лучшего друга предать, ты что выберешь?» — то есть ситуация умозрительная, от реальности оторванная, ведь никто тебе не будет просто так предлагать «миллион миллионов» чтобы просто посмотреть, предашь ты или откажешься. Получается театральная постановка, где герои гипертрофированы, выведены на некую крайность своего страдания и самокопания, их поступки резки, они впадают в крайности. С театральной постановкой роднит эту картину и место действия. Можно сказать это как декорации, и их в картине всего две: внутренние помещения совдеповского санатория, и прилегающая территория, на которой как актеры на сцене, появляются действующие персонажи, основные и второстепенные. Бросилось в глаза то, что действие во всех фильмах Быкова происходят зимой или осенью, в холодное и серое время года, когда природа если и не мертва, то точно спит литоргическим сном. Это удачный ход, так намного проще создать атмосферу гнетущего уныния и настроить зрителей на соответствующий лад. Во время просмотра я задался вопросом: «А если бы все это же самое происходило в мае? Слабо? Получилось бы создать такую же атмосферу? Как смотрелся бы «Сторож» в этом случае?» Насчет игры актеров многого сказать не могу, но сам Юрий, если быть честным, эмоций вызывает мало. У него получается хорошо стоять потупив седую голову и смотреть в пол, мне (да простят мне такое сравнение) он напоминает в эти моменты старого пёса-барбоса, который знает что пришел пьяный хозяин, и сейчас будет больно и незаслуженно бить ногами. Но куснуть хозяина он никогда не посмеет, потому что это Хозяин. Насчёт посыла: обычно в свои фильмы Быков вкладывал явную, прошитую белой нитью по черной ткани мораль. Тут я такой морали не нашёл. Скорее рассуждения и эмоциональные выплески людей, основанные на сложившихся у всех троих героев трудных жизненных ситуациях. У каждого из них она своя, и каждый в итоге действует сообразно своим внутренним переживаниям и убеждениям. В целом, могу теперь сказать с уверенностью, что «Сторож» меня заинтересовал. И если это первая ступень Юрия в освоении нового для него метода — то это очень достойное начало. Стоит отметить, что фильм приковывает внимание, и не отпускает уже до самого конца, хотя и догадываешься всё-равно чем все кончится. А суметь так снять, располагая всего то тремя актерами да двумя площадками, без раздутых бюджетов — это уже заслуживает признания. Итог: неплохой современный российский триллер, с выраженными нотками артхаусного кино. Желаю творческих успехов Быкову и новых авторских работ! 7 из 10 еще скрыть